Соглашение между Правительством КНР и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения

С 1 января 2017 года вступило в силу Соглашение между Правительством КНР и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанное 13 октября 2014 года, и Протокол изменений к нему, подписанный 8 мая 2015 года.

Соглашение регулирует вопросы двойного налогообложения по следующим налогам на доходы: в РФ – к налогу на прибыль (глава 25 НК РФ) организаций, и налогу на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ), а в КНР – к налогу на доходы предприятий и налог на доходы физических лиц.

Прежнее налоговое соглашение, заключенное в 1994 г., применялось в КНР к налогу на доходы предприятий, налогу на доходы предприятий с иностранным капиталом и иностранных предприятий и налогу на доходы физических лиц. Налог на доходы предприятий с иностранным капиталом и иностранных предприятий существовал в КНР с 1991 г. и уплачивался предприятиями с иностранными инвестициями (предприятиями со 100% иностранным капиталом и совместными предприятиями) и представительствами иностранных компаний в КНР. Данный налог был отменен с 2008 г. после вступления в силу Закона КНР «О налоге на доходы предприятий», которым был введен единый налог на доходы предприятий для организаций вне зависимости от происхождения капитала.

Соглашение не распространяется на административные районы Гонконг и Макао, обладающие собственным налоговым законодательством. В январе 2016 года Россия заключила отдельное налоговое соглашение с Гонконгом, которое будет применяться в отношении доходов, возникающих в Гонконге у российских организаций и в России у гонконгских компаний.

По общему правилу резидентом Договаривающегося Государства является любое лицо, которое в соответствии с законодательством этого Государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, места фактического управления или любого другого критерия аналогичного характера, а также включает это Государство и его любое политическое подразделение или местный орган власти (пункт 1 статьи 4 Соглашения).

Если организация (компания) по формальным признакам пункта 1 статьи 4 Соглашения может быть признана резидентом как России, так и Китая, то оно признается резидентом того Государства, в котором расположено место его фактического управления. Ранее резиденство компаний определялось по месту нахождения головной конторы.

Термин постоянное представительство для целей Соглашения означает фиксированное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность, которое в частности включает место управления; отделение; контору; фабрику; мастерскую; шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов (статья 5 Соглашения).

Термин постоянное представительство также включает:

  • строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или надзорную деятельность, связанную с ними, но только в том случае, если такие площадка, объект или деятельность существуют более 18 месяцев;
  • предоставление услуг, включая консультационные, предприятием через своих сотрудников или иной персонал, нанятый с этой целью, но только в том случае, если деятельность такого характера осуществляется (в рамках одного или связанных проектов) в Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, составляющих 183 дня в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом году. Таким образом, по новому Соглашению срок образования постоянного представительства сервисного типа сокращен с 18 месяцев до 183 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в налоговом году.

В пункте 6 Соглашения отмечено, что ведение предприятием одного Договаривающегося государства предпринимательской деятельности через независимого агента не ведет к образованию постоянного представительства.

В соответствии с Соглашением максимальная ставка налога на дивиденды у источника не может превышать 5%, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (не являющаяся товариществом), которая прямо владеет не менее чем 25% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и эта доля участия в компании составляет не менее чем 80 тыс. евро или эквивалентную сумму в любой другой валюте. В остальных случаях ставка налога на дивиденды не может превышать 10% (пункт 2 статьи 10 Соглашения).

Соглашение «обнуляет» налог у источника на проценты: проценты, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, подлежат налогообложению только в этом другом государстве (статья 11 Соглашения).

Максимальная ставка налога на роялти (лицензионные отчисления) у источника уменьшена с 10% до 6%. Для сравнения: налог у источника на роялти по налоговому соглашению с Гонконгом не может превышать 3%.

Общим методом устранения двойного налогообложения является вычет суммы налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога, подлежащего уплате резидентом в собственном государстве. Однако сумма вычета не должна превышать сумму налога на этот доход, рассчитанную в соответствии с налоговыми законами и правилами собственного государства.

При этом резиденты КНР при получении дивидендов от российской компании для вычета суммы налога на дивиденды, уплаченные в России, должны владеть не менее чем 20% компании, выплачивающей дивиденды (подп. b) пункт 1 статьи 22 Соглашения).

Согласно статье 23 воспользоваться льготами по Соглашению сможет только квалифицированное лицо, к которым относятся резидент Договаривающегося государства и являющийся:

  • физическим лицом;
  • соответствующей государственной организацией;
  • компанией:
    1. основная категория акций которой зарегистрирована на признанной фондовой бирже, и которыми осуществляются регулярные торги на одной или более признанных фондовых биржах;
      или
    2. не менее 50% акций которой, дающих право голоса и представляющих стоимость компании, принадлежит прямо или косвенно пяти или менее компаниям, имеющим право на льготы в соответствии с Соглашением, при условии что в случае косвенного владения каждый из промежуточных владельцев является резидентом любого из Договаривающихся Государств;
  • благотворительная или иная освобожденная от налогообложения организация, при условии что применительно к пенсионному фонду или любой другой организации, созданной для пенсионного обеспечения или осуществления других подобных выплат, более 50% бенефициаров, членов или участников такого лица являются физические лица — резиденты любого из Договаривающихся Государств.

Признанной фондовой биржой применительно к Китаю является Шанхайская фондовая биржа и Шэньженьская фондовая биржа, а применительно к России — Московская международная валютная биржа (ММВБ); Российская торговая система (РТС), а также любая другая фондовая биржа, которую компетентные органы согласятся признать для целей Соглашения.

В соответствии с Объявлением Главного государственного налогового управления КНР от 25 июля 2016 года №49-2016 Соглашение вступило в силу 9 апреля 2016 г. и будет применяться в отношении доходов, полученных после 1 января 2017 г. В РФ о применении Соглашения с 1 января 2017 года ФНС РФ уведомила письмом от 29 апреля 2016 года №ОА-4-17/7926.

Чтобы воспользоваться льготами по налоговому соглашению, организации или физическому лицу необходимо будет получить сертификат налогового резидента («сертификат о постоянном местопребывании»). Данные сертификаты, выданные компетентными государственными органами одного государства, не будут требовать консульской легализации или апостиля для применения в судах и административных органах другого государства.

При использовании льгот в КНР необходимо учитывать «Правила регулирования использования льгот по налоговым соглашениям налогоплательщиками-нерезидентами», опубликованные в 2015 г. налоговой службой КНР. Данные правила определяют перечень необходимых документов, которые необходимо предоставить китайским налоговым органам для использования льгот. Если зарубежный налогоплательщик не предоставляет необходимые документы, налоговый агент в КНР при выплате дохода за рубеж обязан удержать налоги по ставкам, предусмотренным внутренним законодательством КНР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *