О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР

18 января 2018 года постановлением Пленума Верховного Суда РФ №1 принято решение о внесении в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур». Указанный законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ №Пр-2042 от 06.10.2017 Правительству РФ и Верховному Суда РФ рассмотреть в срок до 1 февраля 2018 года вопрос о совершенствовании регулирования примирительных процедур (медиации), включая применение медиации при рассмотрении дел государственными судами.

Законопроект подготовлен с участием трех коллегий Верховного Суда РФ: по административным, гражданским и экономическим спорам при участии специалистов из ведущих юридических вузов РФ и Минюста.

Законопроект предполагает внесение изменений в Закон РФ от 26.06.1992 №3131-I «О статусе судей в Российской Федерации», в Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в Федеральный закон от 14.03.2002 №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в ГПК РФ, АПК РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что имеющиеся в процессуальных кодексах нормы о примирении сторон лаконичны и разрознены, что не позволило институту примирения стать эффективным инструментом урегулирования споров. В частности, за период с 2011 по 2017 год примирительные процедуры с участием медиаторов использовались при рассмотрении крайне незначительного количества дел (при рассмотрении всего лишь около 0,008 процентов дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002 процентов дел арбитражными судами).

В тоже время в российском обществе существует высокая потребность в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров, которые будут способствовать не только повышению качества правосудия за счет оптимизации судебной нагрузки, но и, в первую очередь, снижению конфликтности, укреплению социальных и деловых связей, становлению и развитию партнерских отношений, формированию уважительного отношения к закону, а также повышению правосознания и социальной активности.

Законопроект подготовлен в целях более широкого внедрения в сферу осуществления правосудия способов урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе примирения, осуществляемого при содействии суда. Предлагаемые изменения соответствуют задачам и принципам судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также общим тенденциям развития процессуального законодательства, определенным в том числе в постановлении IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 года № 1 «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе».

В законопроекте предусматриваются дополнительные по отношению к медиации и другим примирительным процедурам возможности для лиц, участвующих в деле, урегулировать спор при содействии судебного примирителя, закрепляется институт судебного примирения, определяются принципы примирительных процедур, создаются условия для активной роли суда в содействии сторонам в урегулировании споров, в том числе возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

В ГПК РФ предлагается ввести новую главу 14.1 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение» (ст.ст. 153.1. – 153.12.). В АПК РФ статьи 138, 140, 141, 190, регулирующие вопросы примирения, формы и содержания мирового соглашения, излагаются в новой редакции и добавляются новые статьи 138.1-138.7. В КАС РФ также уточняется редакция ряда статей и добавляются новые статьи 137.1-137.8.

Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности. Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора или судебного примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение. Примирение сторон возможно на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта (пункты 3-4 проекта статьи 138 АПК РФ).

В законопроекте определяются виды примирительных процедур и возможный процессуальный результат проведения примирительной процедуры. Согласно проекту статьи 138.2 АПК РФ к видам примирительных процедур относятся: переговоры, сверка документов, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение и другие примирительные процедуры, не противоречащие федеральному закону.

В пояснительной записке отмечается, что термины «посредничество», «посредник» используются в законопроекте как родовые понятия с учетом того, что термины «медиация», «медиатор», «судебное примирение», «судебный примиритель» являются специальными по отношению к ним.

Процедура судебного примирения является новеллой (проект статьи 138.6 АПК РФ). Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя.

Судебным примирителем может выступать судья в отставке или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет. Список судебных примирителей утверждается Пленумом Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей. Судебный примиритель участвует в процедуре судебного примирения с учетом положений законодательства о статусе судей РФ и о государственной гражданской службе.

В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом их интересов, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного в том числе на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Законопроектом предлагается закрепить широкий перечень возможных результатов примирения, к которым могут прийти стороны в процессе примирительной процедуры.

К числу таких результатов относятся: мировое соглашение, заключаемое в отношении всех или части требований; частичный или полный отказ от иска; его частичное или полное признание; полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления); признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения; соглашение по обстоятельствам дела; подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака (проект статьи 138.7 АПК РФ).

Результатами примирения сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут быть, в частности: признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела; соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица; частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения в оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях; мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом отнесено заключение мировых соглашений (пункт 3 проекта новой редакции статьи 190 АПК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *